Тематический день как система образовательных и досуговых мероприятий в учреждении дошкольного образования

В учреждении дошкольного образования будут проходят тематические дни в течение всего учебного года.

В тематические дни входят государственные праздники, профессиональные праздничные дни в знак признания заслуг работников отдельных профессий, отраслей хозяйства и сфер деятельности, религиозные праздничные дни, республиканские праздники.

Государственные праздники День Конституции – 15 марта; День единения народов Беларуси и России – 2 апреля; День Победы – 9 мая; День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь – второе воскресенье мая; День Независимости Республики Беларусь (День Республики) – 3 июля; День народного единства – 17 сентября. Общереспубликанские праздничные дни Новый год - 1 и 2 января; День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь - 23 февраля; День женщин - 8 марта; Религиозные праздничные дни Рождество Христово (православное Рождество) - 7 января; Пасха - по календарю православной и католической конфессий; Радуница - по календарю православной конфессии; Рождество Христово (католическое Рождество) - 25 декабря.

Иные праздничные дни

Всемирный день родного языка -21 февраля Всемирный день здоровья – 7 апреля

День космонавтики – 22 апреля

День семьи - 15 мая;

День знаний - 1 сентября;

День белорусской письменности - первое воскресенье сентября; День пожилых людей - 1 октября; День матери - 14 октября;

Что такое тематический день?

В научной литературе дана следующая формулировка: «тематический день — организация практикоориентированного коллективно-творческого дела по актуальной, интересующей, востребованной, продуманной теме». Педагогические работники выбирают определённую тему для решения конкретных образовательных задач и объединяют её с праздником или событием календаря. Таким образом, эта тема находится в центре образовательного процесса.

Следует помнить, что в основе ежедневной работы воспитателей дошкольного образования с воспитанниками находится распорядок дня, и тематический день не исключение. Содержание работы в рамках обозначенной темы «нанизывается» на все режимные моменты (утренний приём, гимнастику, прогулку и т.д.) и связан с непрерывной образовательной деятельностью.

Что такое тематический день для воспитанников?

Для детей это наполненный сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями день. Они узнают много нового, полезного и интересного, мастерят, рисуют, фантазируют. В групповой комнате появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр. Когда ребёнок участвует в тематическом дне, у него развиваются познавательная мотивация и увлечённость, он привыкает следовать культурным нормам, в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.

Что такое тематический день для воспитателя дошкольного образования?

Для воспитателя дошкольного образования тематический день — это педагогическое творчество, смекалка, перевоплощение. Система организации образовательного процесса с включением тематических дней предусматривает комплексное тематическое планирование, интеграцию образовательных областей, разнообразие видов детской деятельности и форм их организации.

Что значит тематический день для педагогического коллектива — это условие профессионального единения, возможность целенаправленного вовлечения родителей в образовательный процесс, реклама деятельности учреждения дошкольного образования.

В дошкольном возрасте у детей формируются представления о праздничных и будних днях, они узнают, что существуют государственные и народные праздники, каждый из которых имеет свою историю и традиции празднования. Ребёнок ощущает подъём эмоций, принимая участие в подготовке к праздничному мероприятию: украшает групповую, изготавливает подарки и сувениры, разучивает и декламирует стихи, запоминает и исполняет песни, танцы, произносит и принимает поздравления и др.

Что включить в план тематического дня?

Что включить в план тематического дня?

Утренний прием,

 

Игры, дежурство

 

Утренняя гимнастика

 

Подготовка к завтраку, завтрак

 

Игры, подготовка к занятиям

 

Занятия

 

Подготовка к прогулке, прогулка

 

Подготовка к обеду, обед

 

Сон

 

Постепенный подъем, гигиенические процедуры, самостоятельная деятельность

 

Полдник

 

Игры, занятия

 

Подготовка к прогулке, прогулка

 

Подготовка к ужину, ужин

 

Уход детей домой

 

Как эффективно подготовить и провести тематический день в учреждении дошкольного образования?

Здесь важным является организация взаимодействия всех специалистов.

Заместитель заведующего по основной деятельности обеспечивает общее руководство проведением мероприятий в рамках тематического дня;

  1. планирует мероприятия (для воспитанников всех возрастных групп учреждения дошкольного образования, для родителей);
  2. организует работу по оформлению в соответствии с выбранной темой;
  3. проводит рекламу мероприятий тематического дня;
  4. организует консультирование педагогических работников по вопросам подготовки и проведения мероприятий тематического дня.

Воспитатель дошкольного образования

  1. Планирует и организует образовательный процесс в своей группе с учётом тематики дня;
  2. Организует рекламу мероприятий тематического дня среди родителей воспитанников своей группы;
  3. Обеспечивает участие детей и родителей в мероприятиях тематического дня.

Чтобы эффективно организовать образовательный процесс в рамках тематического дня, педагогическому работнику необходимо:

 - объективно оценить уровень своей работы, обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);

- выделить цель и задачи, соотнести их с учебной программой дошкольного образования, возрастным составом группы, приоритетными направлениями образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;

- наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что новое узнают дети, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);

 - выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.

Во время тематических дней воспитатели дошкольного образования осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам своей группы, придумывают сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и занятия, проявляют творческий подход. Раскрывать тему дня следует в эмоционально-образной форме. Важно не только формировать у воспитанников новые представления, но и организовать «проживание» ими темы дня в разных видах детской деятельности (общении, играх, познавательной практической и художественной деятельности и др.). Воспитателям дошкольного образования следует включать детей старшего дошкольного возраста в подготовку тематических дней. Для этого можно обсуждать с ними, как преобразовать развивающую предметно-пространственную среду в групповой. Можно провести беседы «Давайте обсудим…», «Как вы думаете, что будет лучше…» и др. Это формирует у воспитанников ответственность, развивает творческое воображение. При организации разных видов детской деятельности, объединённых одной темой, роль воспитателя дошкольного образования становится свободной, партнёрской, создаёт ситуацию успеха и делает процесс эмоционально насыщенным и результативным: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся творчеством.

Музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания:

  1. планируют и проводят тематические праздники и развлечения для воспитанников;
  2. совместные досуговые мероприятия для детей и родителей;
  3. организуют проведение утренней гимнастики,
  4. занятий по музыке и физической культуре с учётом тематики дня;
  5. оказывают помощь воспитателям дошкольного образования при организации разнообразной деятельности воспитанников на прогулке в тематический день.

Как отразить тематику дня в интерьере помещений учреждения дошкольного образования?

В первую очередь важно правильно оснастить развивающую предметно-пространственную среду в групповых помещениях, поскольку дети проводят в них большую часть времени. Среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Как отразить тематику дня в интерьере помещений учреждения дошкольного образования?

В групповых помещениях

размещение рекламного плаката в раздевальной;

 оформление информационной зоны сюжетными и предметными картинками;

 оснащение игровых центров дополнительным (новым) оборудованием, игрушками и дидактическими пособиями;

 оформление выставочной зоны для творческих работ и рисунков детей в соответствии с темой дня;

 оформление тематической фотовыставки;

 моделирование игрового пространства в зависимости от тематики дня;

 подготовка элементов одежды, аксессуаров с целью создания игровых образов в соответствии с тематикой дня и др.

 

В музыкальном и спортивном залах

оформление в соответствии с тематикой дня (воздушные шары, модули, плакаты, гирлянды и др.);

моделирование пространства зала с учётом тематики и хода развлечения;

 подготовка костюмов для игровых персонажей, сопровождающих мероприятия в рамках тематического дня и др.

В холле учреждения дошкольного образования

оформление в соответствии с тематикой дня (воздушные шары, модули, плакаты, гирлянды и др.);

оформление фотозон в соответствии с тематикой дня;

 включение фонового музыкального сопровождения;

оформление выставочных экспозиций в соответствии с тематикой дня и др.

На территории учреждения дошкольного образования

оформление игровых участков в соответствии с тематикой дня (растяжки, воздушные шаров, модули, плакаты, гирлянды, флаги и др.); оформление игровых полей на асфальтном (плиточном) покрытии: рисование лабиринтов, классиков, указателей для квест-игры в соответствии с тематикой дня; вынос нового игрового оборудования и др.

 

 

Как организовать рекламу мероприятий тематического дня?

Можно выделить три основные формы рекламы: словесная, наглядно-информационная и информационно-коммуникационная.

Словесные формы рекламы: информирование на родительском собрании, устное сообщение в ходе беседы, информирование по телефону.

Наглядно-информационные формы рекламы: объявление в родительском уголке, открытка-приглашение, флаер, буклет.

 Информационно-коммуникационные формы рекламы: приглашение по электронной почте, сообщение в социальных сетях, информация на электронном табло, видеоролик-презентация на мониторе телевизора, мультиборда, инфокиоска.

Как вовлечь родителей в образовательный процесс, организованный в рамках тематического дня?

Можно использовать различные формы:

 - реклама мероприятий дня, приглашение на досуговые мероприятия с детьми и мероприятия для родителей;

 - организация экскурсий на работу к родителям (Международный день детской книги — экскурсия в детскую библиотеку, где работает мама одного из воспитанников);

 - приглашение для участия в проведении занятий (Международный день музыки — виртуальная экскурсия в музыкальную школу);

 - интерактивные задания для родителей и детей утром по пути в учреждение дошкольного образования;

 - организация работы интерактивных площадок для детей и родителей (Всемирный день театра — мастер-класс по изготовлению масок, участие в сценке-экспромте, фотосессия в костюмах сказочных героев);

 - оформление и распространение информационных буклетов по теме дня;

 - проведение тематических родительских собраний, заседаний родительского клуба, тематических консультаций специалистов, анкетирования;

 - создание аудиотеки, видеотеки, библиотеки в учреждении дошкольного образования (тематическая подборка материалов и предоставление их детям и родителям во временное пользование дома);

- посещение совместно с ребёнком выставки рисунков, поделок, которые появились в рамках тематического дня;

 - проведение совместных досуговых мероприятий для детей и родителей;

 - создание и распространение флаеров с рекомендациями «Чем занять ребёнка дома», содержащих QR-коды или ссылки на интерактивные игры, познавательный материал (с учётом темы дня).

Источник:

Журнал «Пралеска», 08.2021

поделиться в: